После августовского кризиса владельцы ВАЗов, уже начавшие было привыкать к импортным шинам, вновь оказались вынуждены "поддерживать отечественных производителей". А что делать, если самая дешевая импортная покрышка в два раза дороже отечественной? Мы пошли тем же путем и купили на рынке (здесь цены ниже) шесть комплектов шин размерности 175/70 R13. Можно было бы купить и больше моделей. Но некоторые уже давно устарели, например, БЛ-85, а другие представляют собой фактически одинаковые модели, но производимые на разных заводах. Скажем, купленные нами шины 10В Воронежского шинного завода выпускаются и Белоцерковским заводом, но с маркировкой БЦ20. А бобруйские БИ-391 и вовсе имеют кучу "близнецов", производимых Нижнекамским и Волжским шинными заводами. Делает такие шины и
Научно-исследовательский институт шинной промышленности (НИИШП), где, кстати, и была разработана эта модель. Кроме 10В и БИ-391 мы приобрели произведенные на Украине шины Forward 121. По словам продавцов, их нынче покупают очень активно. Ярославский шинный завод представлен в нашем тесте моделью Я-458 с весьма оригинальным рисунком протектора. Шины М230 со звучным именем Partner произведены Московским шинным заводом. А покрышки VS-13 сделаны в городе Волжском заводом Волтайр.
Все эти шины, кроме ярославских Я-458, бескамерные.
Шиномонтаж прошел без осложнений. На очереди — балансировка. Мы и раньше знали, что на этом этапе отечественные шины могут преподнести сюрприз. Но то, что произошло с одной из воронежских шин 10В — это уж слишком: для ее балансировки потребовалось 350 граммов свинца (треть килограмма!).
Из всех участников теста маркировку "всесезонная" имели шины 10В и Forward 121. Учитывая время выхода в свет этого номера Авторевю, мы расскажем сначала о "летних" тестах.
|
Шины И-508 мы использовали в качестве эталона в зимней части испытаний
|
Я-458
Производитель
|
Размерность
|
Индекс скорости
|
Индекс грузоподъем- ности
|
Конструкция
|
Глубина рисунка протектора
,
мм
|
Твердость резины по Шору
|
Масса, кг
|
Ярославский шинный завод (Россия)
|
175/70 R13
|
S (180 км/ч)
|
82 (475 кг)
|
радиальная, камерная
|
8,0
|
63 ед.
|
8,2
|
Шины Я-458 имеют весьма оригинальный рисунок протектора. Но, как выяснилось, это не лучшее решение при езде по асфальту. Мало того, из-за крайне низких сцепных свойств автомобиль на ярославских шинах в летних условиях становится небезопасным, особенно в критических ситуациях. Слабым утешением могут служить лишь высокие оценки за комфорт.
В зимних условиях шины Я-458 оказались не так плохи. Конечно, им далеко до зимних шин и даже до всесезонных 10В. Однако сцепные свойства ярославских шин на снегу и на льду выше, чем у половины участников нашего теста.
ПЛЮС
|
— комфорт
— приемлемые сцепные свойства на зимних покрытиях
|
МИНУС
|
— опасно низкие сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
|
Оценки
|
летних свойств
|
зимних свойств
|
зимних свойств
|
6,1
|
8,4
|
7,3
|
|
M230 Partner
Производитель
|
Размерность
|
Индекс скорости
|
Индекс грузо- подъем- ности
|
Конструкция
|
Глубина рисунка протектора
,
мм
|
Твердость резины по Шору
|
Масса, кг
|
Московский шинный завод (Россия)
|
175/70 R13
|
Т (190 км/ч)
|
82 (475 кг)
|
радиальная, бескамерная
|
8,0
|
64 ед.
|
6,9
|
При подсчете баллов московские шины оказались твердыми середнячками. Занять более высокое место в летних испытаниях им помешали посредственные характеристики управляемости и низкие сцепные свойства на сухом асфальте. Хотя при выполнении маневра "переставка" испытателям удалось достичь высоких скоростей, экспертные оценки оказались невысоки: низкие сцепные свойства приходилось компенсировать ювелирной работой рулем.
Шины М230 хорошо катятся, о чем свидетельствуют замеры выбегов и разгонной динамики.
В зимних условиях шины М230 обладают умеренными сцепными свойствами, что не позволяет ехать быстро. В то же время, управлять автомобилем несложно: никаких рысканий и неожиданных заносов. Скольжения — как правило, передней оси, — прогнозируемы и легко контролируются.
ПЛЮС
|
— тормозные свойства на мокром асфальте
— управляемость на зимней дороге
|
МИНУС
|
— тормозные свойства на сухом асфальте
— низкая надежность управления автомобилем
|
Оценки
|
летних свойств
|
зимних свойств
|
зимних свойств
|
8,0
|
8,0
|
8,0
|
|
Forward 121
Производитель
|
Размерность
|
Индекс скорости
|
Индекс грузоподъем- ности
|
Конструкция
|
Глубина рисунка протектора
,
мм
|
Твердость резины по Шору
|
Масса, кг
|
Белоцерковский шинный завод (Украина)
|
175/70 R13
|
Т (190 км/ч)
|
82 (475 кг)
|
радиальная, бескамерная,
с маркировкой "всесезонная"
|
7,3
|
67 ед.
|
7,2
|
Семейство шин Forward — плод деятельности инженеров группы компаний Максим (отсюда и маркировка на боковине MAX VAS). Модель 121 размерности 175/70 R13 — самая массовая в семействе.
Красивые и довольно аккуратно изготовленные шины Forward оставили хорошее впечатление после летних испытаний. Высокие сцепные свойства как на сухом, так и на мокром асфальте позволяют безопасно двигаться по шоссе в любую погоду. Но когда шины нагружаются большой боковой силой, реакции автомобиля становятся замедленными, что требует от водителя работы "на опережение".
Шины Forward катятся хуже других участников теста. К тому же, они шумнее конкурентов. Но это полбеды. Основной "прокол" шин Forward — характеристики на зимней дороге. Самые плохие "зимние" показатели свидетельствуют о том, что маркировка all season ("всесезонная") — блеф и дешевый способ привлечения покупателей.
ПЛЮС
|
— сцепные свойства на сухом и мокром асфальте
— управляемость на мокром асфальте
|
МИНУС
|
— чрезвычайно низкие зимние характеристики
— высокое сопротивление качению
|
Оценки
|
летних свойств
|
зимних свойств
|
зимних свойств
|
8,1
|
5,7
|
6,9
|
|