Участниками традиционных испытаний летних 15-дюймовых покрышек в этом году стали, как водится, шины ведущих зарубежных компаний, наиболее активных на российском рынке. Это Michelin XT2, Bridgestone B330, Goodyear GT3, Continental ContiEcoContact EP, Pirelli P3000 и Nokian NRT2. Все шесть моделей имеют размерность 195/65 R15 и индекс скорости Т (до 190 км/ч). Все испытания проводились на седанах Saab 9-5.
Кроме того, в испытаниях приняли участие и российские шины Voltyre VS-6 из города Волжский. Почему была выбрана эта модель? Именно она одержала победу в сравнительном тесте отечественных 15-дюймовых шин (см. АР №№ 17, 20, 1997). И, конечно, нам было интересно узнать — как на фоне зарубежных грандов будут смотреться наши лучшие шины?
В этом году испытания летних шин проходили в двух местах. Основную часть работы эксперты выполнили в Италии, на полигоне компании Bridgestone. Ведь для того, чтобы успеть с публикацией теста к сезону, все испытания должны проводиться в январе. А в окрестностях Рима, где расположен полигон, температура стабильно плюсовая. Кроме того, итальянский полигон японской фирмы великолепно оснащен. Здесь есть и трасса активной безопасности с набором поворотов различной крутизны, и «ванны» для исследования сопротивления аквапланированию, и трасса с системой орошения для оценки управляемости автомобилей на мокром асфальте
«Постойте, но о какой корректности может идти речь, если сравнительный тест шин, в котором участвуют покрышки Bridgestone, проводится на полигоне этой же фирмы?» — возникает резонный вопрос. Причем подозрения станут еще сильнее, если учесть, что выиграли действительно шины Bridgestone!
Выкладываем наши контраргументы. Во-первых, эти испытания проводились исключительно силами четырех автомобильных изданий — это Авторевю и три скандинавских журнала. Мы сообща арендуем полигон (это очень дорогое удовольствие), и в оценке шин принимают участие только независимые эксперты. Так что победа шин Bridgestone В330 — это чистая победа. Причем заинтересованные читатели могут более пристально изучить результаты испытаний каждой шины и составить свое мнение, которое «может не совпадать с мнением редакции».
А вторая часть теста проходила в заснеженной Лапландии. Да-да, мы подвергли летние шины проверке на зимних дорогах! Конечно, не по полной программе — проводились только замеры интенсивности разгона и торможения на снегу и на льду. Но результаты этих тестов помогут ответить на вопрос, какие из покрышек можно использовать как всесезонные в регионах с мягким климатом, а какие — нет.
Основной акцент, как и во время прошлых тестов, был сделан на «мокрых» испытаниях. Одно из главных качеств шины — устойчивость к аквапланированию. Проверяют это так. Автомобиль, оборудованный датчиками скорости и частоты вращения передних колес, со скоростью 80 км/ч въезжает на полосу, залитую семимиллиметровым слоем воды. Водитель утапливает педаль газа в пол и старается сохранить прямолинейное движение. В какой-то момент стрелка тахометра взлетает вверх — ведущие колеса потеряли контакт с асфальтом и начали проскальзывать на «смазке» водяной пленки. Это и есть момент начала «активного» аквапланирования. Упражнение выполняется несколько раз, результаты усредняются. А потом автомобиль перемещается к похожей «ванне», но изогнутой дугой с радиусом 100 м, — здесь проверяют характеристики аквапланирования в повороте.
Интересно, что в России подобных мелководных «ванн» пока нет — ни на Дмитровском полигоне, ни у шинников. Неудивительно, что отечественные шины Voltyre при испытаниях на устойчивость к аквапланированию оказались на последнем месте. А в тройку лидеров этого этапа теста вошли шины Bridgestone, Continental и Nokian.
Далее следуют испытания на мокром асфальте. Сначала «карусель»: автомобиль движется по кругу диаметром 84 метра по влажному покрытию, постоянно орошаемому из многочисленных фонтанчиков. Но луж нет — из-за уклона дороги. Водитель плавно увеличивает скорость до тех пор, пока сцепные свойства покрышек не будут исчерпаны. Лучше всех за мокрый асфальт в повороте цепляются шины Bridgestone, хуже всех — вновь Voltyre.
Теперь Саабы отправляются на кольцевую трассу, тоже политую водой из системы орошения. Задача экспертов — показать минимальное время круга и дать субъективную оценку удобства управления автомобилем. Испытания проводятся «вслепую» — чтобы на результаты не повлияли персональные пристрастия экспертов к тем или иным маркам, испытателям запрещено даже смотреть на боковины шин. Они оценивают «комплект № 1», № 2, № 3
Причем заезды выполняют несколько экспертов, и их оценки в итоге суммируются. Если результаты сильно отличаются (предположим, один эксперт утверждает, что комплект № 4 — лучший, а другой ставит его на последнее место), то назначаются перезаезды. Но на этот раз они не понадобились. Испытатели единогласно отдали предпочтение шинам Bridgestone, да и время прохождения трассы на японских покрышках было лучшим. На последнем месте — шины Voltyre.
Оценивать управляемость на сухом асфальте решили только субъективно, дабы в погоне за десятыми долями секунды не стереть покрышки «в ноль», а там, глядишь, и не приложить об ограждение недешевую машину. Эксперты получили возможность проехать пару кругов по извилистой трассе, а также совершить несколько экстремальных маневров типа «переставки» без замеров времени и скорости.
А последним видом дорожных испытаний в теплой Италии стала субъективная оценка шумности на дорогах общего пользования. Тише всех шины Michelin, громче всех
Увы, вновь Voltyre.
И только в зимних испытаниях российские шины оказались в середине списка. Причем блиставшие на асфальте шины Bridgestone на зимних покрытиях были беспомощными, а аутсайдеры Michelin и Goodyear, наоборот, показали неплохие результаты. Такое «зеркальное отображение» закономерно. Чем более специализированными являются летние шины и чем выше их качества на асфальте, тем хуже их «всесезонные» качества. Кстати, это же справедливо и для зимних шин: хорошие зимние покрышки зачастую просто опасны на нагретом летним солнцем асфальте! Так что еще раз напоминаем: не экономьте на сезонной смене шин, это вопрос безопасности!
Напоследок все шины отправились в лабораторию фирмы Nokian, где на стенде с беговым барабаном определялись коэффициенты сопротивления качению. Наименьшие потери при качении — у шин Goodyear. Это значит, что автомобиль на них будет чуть лучше разгоняться и немного снизит расход топлива. А вот напротив названия наших шин в протоколе лабораторных испытаний стоит жирный прочерк со сноской: «измерения невозможны по причине высокой геометрической неоднородности». Проще говоря, по зарубежным стандартам покрышки Voltyre — это просто брак, «кривые» шины
Как обычно, после завершения испытаний все результаты были пересчитаны по десятибалльной шкале и просуммированы с учетом весомости каждого показателя. Мы посчитали, что для летних шин наиболее важными являются высокое сопротивление аквапланированию и хорошие сцепные свойства на мокром асфальте. Ведь влага на летней дороге — самое опасное покрытие.
Лидируют в итоговом рейтинге шины Bridgestone B330. Лишь чуть-чуть отстали от них финские покрышки Nokian NRT2, а худшими среди зарубежных моделей на этот раз оказались шины Michelin XT2. Но не спешите вешать ярлыки — Michelin, дескать, уже не тот, что раньше. Во-первых, результаты теста отражают потребительские качества только испытанных покрышек. А мы по опыту знаем, что разница в поведении шин одной марки, но разных моделей может быть огромной. И во-вторых, амплитуда оценок внутри группы зарубежных шин невелика — Bridgestone и Michelin разделяют всего полтора балла. Так что можем констатировать: все шесть испытанных нами зарубежных моделей — это достойные летние шины, но с разными «характерами». Кому какой ближе — темперамент шин Pirelli или ровные характеристики Nokian, — решайте сами.
И
Прискобно, но факт: отечественные шины мы рекомендовать не станем. И не надо считать, что мы выбрали Voltyre в качестве «мальчика для битья». Просто этот тест еще раз подтвердил, что между лучшими импортными шинами и лучшими отечественными покрышками пролегает такая же пропасть, как и между автомобилями. Впрочем, цены разнятся точно так же
Как выбирать скоростной индекс?
Если в прошлом году испытанные нами 15-дюймовые шины имели индекс скорости Н (до 210 км/ч), то на этот раз мы выбирали покрышки с индексом Т, на которых разрешено развивать скорость до 190 км/ч. Дело в том, что чем выше заявленная эксплуатационная скорость, тем дороже шины. Во-первых, их оснащают дополнительными конструктивными элементами — усилителями кромки брекера (слоя корда, расположенного непосредственно под протектором) и более сложной структурой боковины. Это необходимо для улучшения устойчивости прямолинейного движения автомобиля на высокой скорости. Плюс к тому, длительное движение на высокой скорости требует иного состава резиновой смеси, который лучше выдерживает нагрев. Но при этом высокоскоростные шины, как правило, обладают повышенным коэффициентом сопротивления качению и меньшим ресурсом в нормальных условиях эксплуатации.
Тем, кто превышает скоростной рубеж 160 км/ч лишь несколько раз в году, высокоскоростные покрышки ни к чему. Кстати, при определении индекса скорости шин, поставляемых на первичную комплектацию, производители автомобилей, как правило, «перезакладываются» — скоростной порог шин на 10—15% выше максимальной скорости, заявленной в технических характеристиках автомобиля. А разница в ценах покрышек одной модели, но разных скоростных категорий T и Н составляет 5—10 %
Bridgestone B330
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,1 мм
Страна-производитель Япония
Шины Bridgestone B330 выпускаются уже второй год, хотя в России появятся, скорее всего, лишь следующей весной. Название и рисунок протектора остаются неизменными, но материалы и технологии совершенствуются. И, как видим, небезрезультатно — японские шины заслужили массу лестных отзывов экспертов и почетный значок «Наш выбор».
Во-первых, покрышки Bridgestone оказались лучшими в испытаниях на аквапланирование и по сцепным свойствами на мокром асфальте. Эксперты также отметили положительное влияние японских шин на управляемость автомобиля. Быстро вести Saab 9-5 по мокрой асфальтовой трассе — одно удовольствие. Четкие, без запаздываний, реакции на повороты руля, предсказуемое поведение
Даже в случае ошибок в управлении шины Bridgestone помогают с честью выйти из нештатной ситуации. На сухом асфальте шины так же хороши. Правда, шум и потери при качении великоваты, а сцепные свойства в зимних условиях оставляют желать лучшего. Впрочем, это не беда. Главное, что Bridgestone B330 — прекрасные летние шины. И зимовать им лучше в гараже, отдельно от автомобиля.
— сцепные свойства на мокром асфальте
— сопротивление аквапланированию
— управляемость
— шум
— сцепные свойства на зимних покрытиях
Общая оценка: 8,8
Nokian NRT2
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 7,8 мм
Страна-производитель Финляндия
Марка Nokian среди производителей летних шин всегда считалась середнячком. Но в этом году модель NRT2 по сумме баллов вышла на второе место, причем с ровными, хорошими характеристиками почти по всем пунктам испытаний.
Направленный рисунок протектора финских шин эффективно удаляет воду из пятна контакта. На мокром асфальте Nokian демонстрируют незаурядные сцепные свойства как в продольном, так и в поперечном направлении. Автомобиль на этих шинах отличается мягкими, спокойными реакциями на повороты руля и плавным началом скольжений. При таком характере управляемости водитель практически не допускает ошибок. Но для острой спортивной езды по мокрому асфальту финские шины не годятся: замедленные реакции осложняют контроль над автомобилем при резких маневрах, а также в скольжениях.
А вот на сухом асфальте шины Nokian ведут себя безупречно, позволяя сохранять контроль над автомобилем даже в самых безнадежных ситуациях.
— сопротивление аквапланированию
— сцепные свойства на мокром асфальте
— средние характеристики управляемости на мокром асфальте
Общая оценка: 8,7
Continental ContiEcoContact EP
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 7,9 мм
Страна-производитель Франция
Шины ContiEcoContact EP — не самая новая модель концерна Continental. Но в тройку лидеров эти покрышки попали, причем во многом благодаря отменному сопротивлению аквапланированию. И в повороте, и на прямой немецкие шины всплывают только после 90 км/ч. А вот поведение на мокром асфальте не столь безупречно. В ряде ситуаций автомобиль резко, безо всякого предупреждения срывается в скольжение. Положение усугубляет низкая чувствительность, при которой даже быстрыми и точными действиями вернуть Saab на оптимальную траекторию непросто. Не стоит быстро ездить и по сухому асфальту: после вынужденного резкого маневра на высокой скорости совладать с автомобилем тоже сложно.
— сопротивление аквапланированию
— достаточно низкие потери при качении
— удобство управления автомобилем на сухом асфальте
— сцепные свойства на зимних покрытиях
Общая оценка: 8,4
Goodyear GT3
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,3 мм
Страна-производитель Люксембург
Новая модель Goodyear GT3 в этом тесте выступила неровно. На мокром асфальте — посредственные сцепные свойства и низкое сопротивление аквапланированию. Если под колесами влага, скорость надо сбрасывать — скольжения начинаются рано. Однако если не спешить, то Saab спокойно и точно выполняет все команды водителя.
Но на сухом асфальте шины Goodyear обеспечивают более резкие реакции на управление. В некоторых случаях это требует повышенной концентрации внимания, зато минимальные запаздывания после поворота руля дают больше шансов на успешный объезд неожиданно возникшего препятствия.
Кроме того, у шин Goodyear самое низкое сопротивление качению и самые высокие сцепные свойства на зимних покрытиях. Первое качество избавит водителя от лишних расходов на бензин, а второе снизит риск попасть в аварию в межсезонье.
— низкое сопротивление качению
— сцепные свойства на зимних покрытиях
— сцепные свойства на мокром асфальте
— недостаточное сопротивление аквапланированию
Общая оценка: 7,8
Michelin XT2
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 7,8 мм
Страна-производитель Испания
Пару лет назад компания Michelin представила новую гамму всесезонных шин, в числе которых была и модель XT2. Эти шины предназначены для круглогодичной эксплуатации в условиях Центральной Европы с ее мягкими зимами, так что успех модели ХТ2 в зимних упражнениях теста закономерен. А вот посредственные характеристики на мокром асфальте оказались для нас полной неожиданностью. Чуть превышена скорость в повороте — и Saab «уплывает» с траектории. Причем вернуть его на курс удается не сразу — мешают «размазанные» реакции на повороты руля и недостаточно информативное реактивное действие. С аквапланированием ситуация схожая — и в повороте, и на прямой Michelin перестает отводить воду из пятна контакта раньше всех остальных участников теста (за исключением российских шин).
На сухом покрытии Saab на французских покрышках сохраняет «мокрый» характер управляемости — шины рано срываются в скольжения, контролировать которые достаточно сложно. А в качестве сомнительной компенсации Michelin может предложить лишь малый уровень шума и низкое сопротивление качению.
— уровень шума
— низкое сопроти-
вление качению
— сцепные свойст-
ва на мокром асфальте
— склонность к аквапланированию
Общая оценка: 7,3
Pirelli P3000
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости T (190 км/ч)
Глубина рисунка протектора 7,8 мм
Страна-производитель Испания
Разработанные в Италии и выпущенные в Испании, шины Pirelli P3000 наделяют Saab 9-5 истинно южным темпераментом. На мокром асфальте «девять-пятый» становится прямо-таки спортивным автомобилем — высокие пределы по сцепным свойствам, быстрые и точные реакции. А на сухом асфальте повадки шин Pirelli даже чрезмерно спортивны. Словно необъезженный скакун, тестовый Saab то и дело стремится сорвать задние колеса в скольжение. Конечно, опыт и высочайшие навыки экспертов позволяли использовать это качество во благо и проходить повороты на высокой скорости в эффектных заносах. Но и вероятность ошибки была намного выше, чем на других шинах.
Несмотря на высокие бойцовские качества, итоговый рейтинг итальянских шин невысок — во время таких тестов, как зимние испытания и исследование аквапланирования на прямой, модель Pirelli P3000 не блистала, что снизило общую оценку.
— сцепные свойства на мокром асфальте
— управляемость на мокром асфальте
— склонность к аквапланированию на прямой
— сцепные свойства в зимних условиях
Общая оценка: 7,7
Voltyre Start VS-6
Размерность 195/65 R15
Индекс скорости U (200 км/ч)
Глубина рисунка протектора 8,1 мм
Страна-производитель Россия
Отечественные шины, увы, проиграли именитым соперникам почти на всех фронтах. На мокром асфальте шведский автомобиль на шинах Voltyre вдруг перестает адекватно реагировать на повороты руля. Чуть что — сразу начинаются скольжения, управлять которыми практически невозможно из-за нехватки сцепных свойств шин и отсутствия внятных реакций на действия рулем. На сухом асфальте ситуация, на первый взгляд, чуть лучше. Но стоит резче повернуть баранку для объезда воображаемого препятствия, как автомобиль проваливается в глубокий занос. Избыточная поворачиваемость может легко спровоцировать аварию даже в безобидной ситуации — например, если в пологом повороте на высокой скорости водитель резко сбросит газ
Шумность российских шин тоже намного выше, чем у зарубежных покрышек. Хорошо хоть, что проигрыш в устойчивости к аквапланированию не столь велик. А за зимнее покрытие Voltyre держится и вовсе неплохо. Но даже и это не позволяет нам рекомендовать Voltyre Start VS-6 в качестве всесезонных покрышек.
— сцепные свойства на зимних покрытиях
— цена
— сцепные свойства на мокром асфальте
— управляемость
— качество изготовления
Общая оценка: 5,0
Результаты испытаний
|
|||
Michelin | 2866 | ||
Bridgestone | нет данных | ||
Nokian | 2030 | ||
Pirelli | 2520 | ||
Goodyear | 2378 | ||
Continental | 3024 | ||
Voltyre | 700 |
|
||||
Характеристики шин | Влияние на общую оценку | Bridgestone | Continental | Goodyear |
Сцепные свойства на мокром асфальте | 60% | . | . | . |
Торможение с АБС | 15% | 10 | 8 | 7 |
Устойчивость к аквапланированию на прямой | 15% | 9 | 10 | 7 |
Устойчивость к аквапланированию в повороте | 15% | 10 | 10 | 8 |
Поперечные сцепные свойства | 5% | 10 | 8 | 8 |
Управляемость | 10% | 10 | 8 | 7 |
Сцепные свойства в зимних условиях | 10% | . | . | . |
Торможение на льду с АБС | 5% | 5 | 5 | 7 |
Торможение на снегу с АБС | 5% | 4 | 5 | 8 |
Удобство управления автомобилем | 15% | . | . | . |
На мокром асфальте | 10% | 10 | 8 | 8 |
На сухом асфальте | 5% | 9 | 7 | 8 |
Акустический комфорт | 5% | 7 | 8 | 8 |
Сопротивление качению | 10% | 7 | 9 | 10 |
Общая оценка | 100% | 8.8 | 8.4 | 7.8 |
|
|||||
Характеристики шин | Влияние на общую оценку | Michelin | Nokian | Pirelli | Voltyre |
Сцепные свойства на мокром асфальте | 60% | . | . | . | . |
Торможение с АБС | 15% | 7 | 9 | 8 | 4 |
Устойчивость к аквапланированию на прямой | 15% | 7 | 10 | 6 | 6 |
Устойчивость к аквапланированию в повороте | 15% | 7 | 10 | 9 | 6 |
Поперечные сцепные свойства | 5% | 7 | 9 | 9 | 4 |
Управляемость | 10% | 7 | 8 | 9 | 4 |
Сцепные свойства в зимних условиях | 10% | . | . | . | . |
Торможение на льду с АБС | 5% | 7 | 6 | 5 | 6 |
Торможение на снегу с АБС | 5% | 7 | 7 | 5 | 6 |
Удобство управления автомобилем | 15% | . | . | . | . |
На мокром асфальте | 10% | 7 | 8 | 9 | 5 |
На сухом асфальте | 5% | 7 | 9 | 8 | 5 |
Акустический комфорт | 5% | 9 | 8 | 8 | 5 |
Сопротивление качению | 10% | 9 | 8 | 7 | 4 |
Общая оценка | 100% | 7.3 | 8.7 | 7.7 | 5.0 |