Решив провести этот эксперимент, мы обратились в первую очередь к продукции фирм Nokian и Gislaved. Эти производители зимних шин хорошо известны как в скандинавских странах, так и в России. Нам были предоставлены модели Gislaved NordFrost II и Nokian Hakkapeliitta 10. И те, и другие — шипованные, размерности 175/70 R13.
А чтобы тест не превратился в "разборку" скандинавов, мы дополнили этот набор и отечественными шинами — И-508. Это последняя разработка Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), и делаются шины здесь же, на опытном производстве при институте.
Итак, шины сбортированы, колеса отбалансированы. Все готово.
Шины Nokian Hakkapeliitta 10 уже хорошо нам знакомы по предыдущим тестам (см. АР № 24, 1995) и продаются в России не первый год. Эта модель имеет "направленный" рисунок протектора и предназначена для эксплуатации только с шипами. Шипы здесь традиционные: корпус из алюминия с твердосплавной вставкой-сердечником, выступающей над поверхностью шины на 1,2 мм.
Кстати, фирма Nokian Tyres выпускает уже шипованные шины следующего поколения — Hakkapeliitta 1 (см. АР Ь 3, 1996), но объем их продаж в России еще мал.
NordFrost II — это новейшая модель из Швеции, которая имеет ряд конструктивных особенностей. Во-первых, схема ошиповки отличается от традиционной. Дело в том, что шипы расположены не только по краям протектора, но и ближе к центру шины. Все шипы расположены с некоторым смещением в поперечной плоскости. Во-вторых, сама конструкция шипа необычна. Твердосплавная вставка помещена не в алюминиевый, а в пластиковый корпус. Конечно же, такая конструкция легче, но насколько она прочна? Это мы и попробуем выяснить.
Отечественные шины И-508 выпускаются как в шипованном, так и в нешипованном вариантах. Агрессивный рисунок протектора увенчан по краям ровными рядами шипов — они, как и на шинах Nokian, расположены лишь на крайних дорожках.
Отличительной особенностью И-508 является количество шипов: 128 на одну покрышку. А вот импортные шины имеют лишь 90 шипов. Дело в том, что в скандинавских странах максимальное число шипов в колесах ограничено: 90 — для 13-дюймовых шин, 110 — для 14- и 15-дюймовых и 150 — для 16-дюймовых. В России же таких ограничений нет.
Третий участник — шины И-508 — спутал карты. Как и шины Gislaved, представитель нашей шинной промышленности не потерял ни одного шипа! Что делать? Получается, что победитель пока не определен.
Пришлось устроить еще одно упражнение — движение по кругу малого радиуса (примерно семь метров) с максимально возможной скоростью. Шесть кругов в одну сторону и шесть — в другую. И так — на каждых шинах.
В результате шины Nokian потеряли еще часть шипов. "Посыпались" и шины НИИШП. А вот Gislaved
Хотите верьте, хотите нет, но изрядно потрепанные и обтесанные шины не потеряли ни одного шипа, ни одной твердосплавной вставки.
***
Вот что очень важно. Судить по результатам этого небольшого эксперимента о качестве шины в целом ни в коем случае нельзя. Для этого необходимо провести еще целый ряд специальных испытаний с использованием измерительной аппаратуры. Кроме того, комплексная оценка зимних шин должна производиться на разных покрытиях — на снегу, на льду, а не только на асфальте.
О. РАСТЕГАЕВ
Справка АР. Шины Nokian продает фирма Лига +, тел.: (095) 273-11-29, 273-17-42. Шины Gislaved продает фирма МВО, тел.: (095) 705-79-45, 705-79-46. Продукцию НИИШПа можно приобрести в магазине при институте, тел.: (095) 273-57-33.
P.S. В то время, когда эта статья увидит свет, эксперты Авторевю будут за Полярным кругом испытывать шипованные шины в реальных зимних условиях. Будут там и шины Nokian, и шины Gislaved, и
О результатах этой работы вы прочтете в одном из ближайших выпусков номеров Авторевю.
Шины | Первоначальное количество шипов в шинах, шт. | Потери шипов |
На специальной трассе, шт. | На кругу малого радиуса, шт. | Общие, шт. | Общие в % от первоначального количества |
Gislaved NordFrost II | 1 | 90 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 90 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Nokian Hakkapeliitta | 1 | 90 | 5 | 18 | 23 | 26 |
2 | 90 | 8 | 20 | 28 | 31 |
НИИШП И-508 | 1 | 90 | 0 | 17 | 17 | 13 |
2 | 90 | 0 | 8 | 8 | 6 |